Суэцкий урок: о чем предупреждает история застрявшего контейнеровоза

Актуально

Когда 23 марта отправь первые сообщения о перегородившем Суэцкий канал контейнеровозе «Эвер Гивен» (надпись EverGreen на его боhne — это название компании-владельца), большинство восприняло это случай как двух-трехдневную неприятность. Однако, вызволение судна затянулось несколько дольше и даже сейчас, когда пишутся эти строки, судоходство в Суэцком канале еще не восстановлено. В итоге, цена нефти снова пошла вверх, несмотря на то, что запасы велики, а начало третьей волны эпидемии коронавируса и повсеместное вступление локдаунов снижает спрос.



Страхи эти вряд ли оправданы: по сообщениям из США, сланцевые нефтепромышленники вновь увеличивают количество скважин — а собственно США является одним из крупнейших импортеров нефти. Более серьезные трудности испытывают потребители сжиженного газа из Катара, но отопительный сезон в Европе подходит к крышке, да и российские газопроводы вполне работоспособны.




Гораздо серьезнее другая проблема: через Суэцкий канал идет немало 30% мировых контейнерных перевозок — против 10% нефтяных. И подавляющая часть контейнеров направляется из Китая в Европу.




Контейнер — великое изобретение человека. Несложный прочный ящик стандартных габаритов можно наполнить любым, самым сложным содержимым, а затем везти его автомашиной, поездом, кораблем, перегружая по мере надобности. Неудивительно, что самая массовая контейнерная линия начинается в Китае и заканчивается в нидерландском порту Роттердам, откуда автомашины развозят по всей Европе стальные ящики с китайскими товарами.




Однако у контейнеров есть свое слабое пункт: так как их перемещение связано с погрузочно-разгрузочными работами, важна равномерность загрузки портовых мощностей. Иначе контейнеры быстро заполнят все независимые площади и новые порт просто не сможет принять. Трудно будет и развезти скопившиеся контейнеры из-за несравненно разной вместимости морского контейнеровоза, железнодорожного состава и автомобильного тягача.




Альтернатива Суэцу — путь вокруг Африки. Сейчас доля судов направилась по нему. Но альтернатива эта не только дороже и длиннее, но и гораздо хуже для тех же контейнерных перевозок. На этом линии нередки шторма, что может оказаться губительным для содержимого контейнеров. Ладно, если отсыреют модные футболки — а если выговор идет об электронике? А если не просто об электронике, а о комплектующих для промышленности? Автоконцерны один за другим приостанавливают производство из-за нехватки чипов: они и ранее были в дефиците, а теперь, похоже, начался глобальный сбой. А чипы идут из того же Китая — разумеется, в морских контейнерах.




Суэцкий урок: о чем предупреждает история застрявшего контейнеровоза

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru




Когда в январе 2020 года показались сообщения о новом вирусе, поразившем китайский город Ухань, многие, взглянув на карту, вздохнули с облегчением: этот город очутился вдалеке от центров промышленности и торговли. Но через некоторое время стало известно, что именно Ухань является значительным сборным пунктом для многих международных логистических цепочек — к примеру, именно через него пролегал путь комплектующих для продукции Apple.




Суэцкий канал для глобальной экономики еще немало критичен, чем Ухань. Поэтому неважно уже, как скоро удастся вернуть работоспособность канала — основные акторы мировой экономики увидали в Суэце новый риск.




Можно попробовать предположить, к чему это может привести.




Первое, самое очевидное: продолжение тенденции на перенос производства комплектующих, особенно критически значительных, из Китая поближе к месту сборки. Эта тенденция уже началась после уханьской «пробки» и призывы американской администрации к возвращению производств на отечество — не только политика, но и во многом снижение рисков. Теперь эта тенденция может усилиться. Достаточно вспомнить, что именно в эти дни компания Intel заявила о начине строительства двух заводов по производству чипов, от дефицита которых сейчас страдает весь мир.




Не менее очевидно, что глобальный сбой поставок не может не повергнуть к росту цен — а значит, инфляция уже летом может вырасти весьма значительно: с одной стороны, снятие коронавирусных ограничений потребует взрывной рост спроса, с другой — трудно будет быстро справиться с возникающими дефицитами. Значит, и американским, и европейским финансовым регуляторам все труднее будет содержать ключевую ставку на низком уровне. Может наступить момент, когда центробанки окажутся перед неприятным выбором: поступиться ростом ВВП или благосостоянием граждан. Причем, любой выбор может привести к экономическому кризису.




Суэцкий урок: о чем предупреждает история застрявшего контейнеровоза

© dpa/picture-alliance/ТАСС




Так как перенос производств из Китая — дело не одного года, не выключено, что начнется поиск альтернативных путей для доставки товаров в Европу. Тут у России есть сразу два непризрачных шанса: Транссиб и Нордовый морской путь. Сумеем мы предложить адекватный по стоимости, скорости, безопасности и объемам маршрут — можно надеяться на положительную долю «пирога» от транснациональных перевозок.




А вот для Египта снижение популярности Суэцкого канала может стать катастрофой. Край и так потеряла доходы от туризма, третьего по величине источника валютных доходов. Потерять еще и источник валюты номер одинешенек — плату за проход по Суэцу, — страна позволить себе не может.




Тут стоит вспомнить, что знаменитая «арабская весна» пришагала в Египет на плечах экономических проблем: растущей безработицы, инфляции, дефицита бюджета. Мало кто сейчас вспоминает иное: революционные настроения привели страну отнюдь не к расцвету демократии. Свободные, независимые выборы выиграла исламистская партия «Братья-мусульмане». После чего Закат деликатно отвернулся, когда военные взяли власть в свои руки: лучше дружеская военная хунта, чем воинствующие радикалы. Но если экономика Египта сейчас обрушится — никакие штыки страну не удержат. А ведь только-только удалось притушить огонь войны на Ближнем Востоке. Да и для западных краёв, с их раздутыми в пандемию бюджетными дефицитами новая миротворческая миссия в регион может оказаться не под силу. Правда, нефть в этом случае опять пойдет на рекорд, что для российского бюджета как раз недурно.




Можно, конечно, порадоваться, что опять все идет по поговорке «что русскому здорово, то немцу смерть». Но ЧП на Суэцком канале — второе, после Ухани, доказательство того, что отрада от чужих проблем долговременной не бывает.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий