Теневой рынок такси оценили в 116 млрд рублей

0

Теневой сектор таксомоторных транспортирований занимает пятую часть рынка такси, подсчитали эксперты Аналитического середины (АЦ) при правительстве России. Годовую выручку таксистов, не имеющих соответствующего позволения, они оценили в 116,4 млрд руб. Сейчас это в основном «мерцающие работники» – автомобилисты, для каких такси не основная работа. Поэтому их выручка на одну машину существенно ниже, чем у легальных таксистов, говорится в изысканье.

Рынок легальных такси, по оценкам АЦ, составляет 441 млрд руб., что отвечает примерно 0,6% ВВП. Авторы исследования оценили число легально трудящихся такси в стране в 338 000, при том что выдано около 457 000 разрешений на такие услуги.

За 2010–2014 гг. число автомашин в индустрии такси выросло более чем на 20%, а сам рынок – на 85%, говорится в отчете аналитиков. Среди основных вин роста рынка – увеличение количества такси, емкости рынка и посредственного чека, а также «повышение производительности труда в сфере такси из-за появления агрегаторов».

«Яндекс.Таксомотор» оценивает рынок пассажирских перевозок такси только в 200 млрд руб. С чем связана такая разница в расчетах, представитель сервиса Элина Ставиская не уточнила. Совместно с тем оценка «Яндексом» соотношения всего рынка и его серой части сходится с оценкой АЦ. Проблема теневого рынка такси актуальнее для регионов, чем для Москвы, добавляет представитель службы «Таксомотор Максим».

Uber не ведет своей статистики рынка, говорит его представитель в России Александр Костиков, добавляя, что базар в целом стал прозрачнее. Последние пять лет сокращается число подпольных перевозок и это связано с качественным изменением услуг такси, говорит Ставиская. «Благодаря появлению агрегаторов легальное таксомотор стало гораздо удобнее и превзошло нелегальный извоз по скорости подачи, стоимости, качеству сервиса», – указывает она. Так, время ожидания сократилось с часа до 4 минут. Убавился и средний чек: в марте 2016 г., по данным «Яндекс.Такси», в Москве посредственная длительность поездки – 26 минут, а средняя стоимость – 533 руб. В ноябре 2013 г. она составляла 560 руб.

Денежки из тени

6,98 миллиарда рублей в год мог бы составить объем налоговых поступлений при легализации теневого сектора, если предположить, что используется упрощенная система налогообложения с налогом на виток, подсчитали эксперты АЦ. При использовании патентной системы налоговые поступления могли бы составить возле 5,96 млрд руб.

Агрегаторы за счет сокращения затрат на колл-центры и диспетчеризацию снизили и себестоимость поездок, согласны эксперты АЦ при правительстве.

В 2015 г. схожий эффект на себестоимость от появления агрегаторов на базаре такси отмечала Федерация автовладельцев России. Организация в письме генпрокурору России Юрию Чайке заявляла, что компании – агрегаторы таксомотор воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все приметы состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)». Это приводит, говорилось в посланье, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг в субъектах Российской Федерации» компаниями Uber, GetTaxi (сейчас трудится под брендом Gett) и «Яндекс.Такси».

По расчетам Сергея Азатяна, прабольшего директора Inventure Partners (фонд инвестировал в Gett), через чету лет доля нелегальных перевозок составит менее 10% – в первую очередность за счет агрегаторов. Но для этого перевозчикам должно стать выгодно легализоваться, помечает представитель «Такси Максим». Сейчас, по его словам, штрафы для легальных таксистов в 10 раз больше, чем для нелегальных, а налоговая система, страхование автомобилей такси несовершенны. «Страна несколько лет не может написать для рынка такси правильный закон», – сетует он.

В крышке 2015 г. депутаты начали готовить поправки ко второму чтению законопроекта о регулировании таксомоторной деятельности, внесенного единороссами Евгением Москвичевым и Вячеславом Лысаковым еще в 2014 г. Проект предполагает острое увеличение штрафов для такси без лицензии. Поправки ко второму чтению запретят сервисам таксомотор работать с неофициальными таксистами. Но региональным властям запретят вводить целый цвет такси и квоты на количество перевозчиков. По словам Лысакова, закон планируется зачислить в апреле-мае.

В департаменте транспорта Москвы и Минтрансе на запросы не ответили.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *