Toyota Prius: Ростки зеленого

Мы отправились тестировать четвертое поколение самого популярного в вселенной гибрида – за двадцать лет продано 3,5 млн машин – в городок Иннополис под Казанью. Где же ещё объезжать одинешенек из самых инновационных и «зелёных» автомобилей в мире, как не в центре новоиспеченных технологий?

Тема борьбы за экологию в наших просторах весьма зелёная, то есть никак не начнет вызревать. В диковинку и новоиспеченный Prius, стоящий в стороне от привычного нам понятия «автомобиль». Даже затейливыми формами гибрид больше похож на гигантскую глубоководную рыбину, неожиданно заплывшую в стальной транспортный поток Казани. Вряд ли здесь, среди слякоти от раскисшего снега, кому-то интересно, что у нас выбросы углекислого газа итого 70 г на км.

Команда дизайнеров, вдохновленная посылом босса компании Акио Тойоды «не мастерить скучные машины», потрудилась на славу. О красоте Prius судить сложно, зато конфигурации гибрида настолько своеобразны, что притягивают как магнит взгляды опоясывающих. Единственный на пути пост ГИБДД, и тот был наш – проверили и документы, и… содержимое багажника.

Неплохо, что чемоданы и сумки вскрывать не стали – их в грузовом отсеке уместилось немало: багажник вырос в объёме на 57 л в сравнении с предшественником. Не лишь из-за прибавки в габаритах (на 60 мм в длине, на 15 мм в ширине), сколько благодаря переносу новоиспеченного блока никель-металлгидридных аккумуляторов (на 1 кг легче, на 10% компактнее) под заднее сиденье, от чего еще и понизился середина тяжести машины. Для разработки использовалась новая платформа GA-C, потому не только батарея, но и двигатель, электромотор и пассажирские сиденья удалились ниже, появилась независимая задняя подвеска. Первый ощутимый итог новшеств – более комфортная езда по неидеальным дорогам столицы Татарстана и ее округ. Кузов стал на 60% жёстче, заметно повысилась энергоёмкость подвески, результат — ни единого скрипа панелей в салоне.

Уют и тишина, симпатичный на ощупь пластик отделки, удобные кожаные сиденья, пускай и с механическими регулировками, и ездовой комфорт – первое, что помечаешь в новом Prius. Кроме того, появился дополнительный электроотопитель салона, двухзонный климат-контроль, способный распознавать число пассажиров, беспроводная зарядка телефона, дистанционный (транспондерный) ключ, датчики света и дождя, адаптивные светодиодные фары далекого света. Одним словом, четвертый Prius упаковали.

Перед поездкой я опробовал салон в роли заднего пассажира, сев «за собой», и не изведал особой тесноты и дискомфорта со своими 192 см роста. Откидным ручкой с подстаканниками и розеткой 12 В задних пассажиров давно не удивишь, но инженеры Toyota открыто просчитывали каждый грамм и не позволили маркетологам ставить в машину ничего излишнего.

Хороший обзор с места водителя оказался кстати на улицах Казани, удививших нас изобилием и разнообразностью ДТП. По ощущениям лобовое стекло стало больше, а вместо треугольных окошек на передних стойках, основывавших слепые зоны, появились неподвижные сектора-стекла в дверях. Неплох оказался и впервые появившийся на Prius проекционный дисплей: картинка легковесно прочитывалась даже при низкой, как в спортивной машине, посадке. Но куда здоровее было бы наблюдать перед глазами не только показатели труды гибридной системы, но и указания навигации.

Параметры работы электропривода выведены также на дисплей щитка приборов. Но пробег на электротяге получался у нас не чересчур большим – запас хода на аккумуляторах у нового Prius почти не изменился (в пределах 20 км), по городу мы ехали немного, в основном по трассе. Электромотор, ставший более компактным и оборотистым, готов помогать бензиновому двигателю вплоть до 110 км/ч, и, вероятно, потому не пришлось удивляться среднему расходу топлива 4,8 л на «сотню».

Неплохо знакомому по третьему «Приусу» атмосферному мотору 1,8 л, трудящемуся по экономичному циклу Аткинсона, усовершенствовали впускной коллектор, систему охлаждения, смазки и рециркуляции отработанных газов. Применив тефлоновое покрытие, инженеры смогли снизить коэффициент трения деталей. Мотор остался по сути тем же, но его КПД сделался выше. Если на обычном бензиновом автомобиле этот показатель равновелик 25-30%, то у нового «Приуса» он 40% (+1,5% к прежней модели). Утилитарны при тех же показателях максимальной мощности и тяги двигатель потребляет бензина на литр меньше. Если бы не мороз, вихрь и почти полностью загруженный автомобиль, в Иннополис мы бы могли въехать со посредственным расходом топлива меньше 4 л. В пути мы пробовали уже знакомые по старее модели режимы Power, Normal и Eco, и только на въезде в город активировали самый экологичный EV с нулевым выбросом СО2, трудящийся до 40 км/ч.

На тяге электромотора мы медленно проплыли в лучах ослепительного солнца по улицам, максимально используя режим рекуперации на негустых перекрёстках. «Ай-ти деревня», как ещё называют этот милый городок, повстречала самый популярный в мире гибрид безлюдными, но очень незапятнанными дорогами и яркими стенами аккуратно выстроенных малоэтажек. Тут «Приус» казался «в тему» как по внешности, так и по внутреннему содержанию.

И вначале показалось странным, что следующим пунктом на маршруте значился гоночный трек Kazan ring. Но устроители решили продемонстрировать, что несмотря на снижение мощности – совокупная отдача силовой установки снизилась со 136 л. с. до 122 л. с. за счёт немало слабого (по мощности, но не по тяге) электромотора – новый Prius не утерял в динамике. А для сравнения нам предложили проехать на предшествующей версии «Приуса».

Кроме того, Prius, благодаря задней самостоятельной подвеске (вместо полужесткой балки) и усовершенствованной MacPherson спереди, сделался очень легко управляться на змейке и в скоростных поворотах. Сказалась и лучшая развесовка по осям, сниженный на 25 мм середина тяжести и меньшая (примерно на 50 кг) снаряжённая масса. Адаптация под российский базар в виде увеличенного до 136 мм клиренса и других амортизаторов не создает проблем – запугивающих кренов нет, а торможение со 120 км/ч Prius выполняет отменно, без сформулированного клевка носом.

В спринте с места до 100 км/ч новый Prius проигрывает предтече жалкие 0,2 с, но в ускорении на обгон (с 80 до 120 км/ч) он открыто быстрее (8,3 с). В прямом сравнении с предшественником новый «Приус» удивил плавностью хода, опять же, великолепной шумоизоляцией и расходом топлива – наилучший результат по треку – 3,2 л на 100 км.

В Россию самый «травяной» автомобиль будет поставляться в единственной максимальной комплектации люкс за 2,11 млн руб. Ранее в России Prius был официально представлен только в третьем поколении, но показался на нашем рынке не в самые для него лучшие времена. В итоге всеобщие продажи составили меньше 1000 машин. Возможно, это бывальщины только семена для культивации экологически ответственного автовладения на нашей грунту.

Тип кузова, число дверей/местхетчбэк, 5/5
Длина/ширина/вышина/колёсная база, мм4540/1760/1490/2700
Тип двигателягибридный
Тип двигателя, число цилиндров, благосклонностьбензиновый, I4, спереди поперечно
Объём двигателя, куб. см1798
Мощность, л. с./об. в мин.98/5200
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин.142/3600
Электромоторсинхронный с непрерывными магнитами
Максимальная мощность, л. с./кВт72/53
Максимальный крутящий момент, Нм163
Тяговый аккумуляторникель-металлгидридный
Емкость, А ч6,5
Коробка передачпланетарная
Приводпередний
Снаряженная масса, кг1450
Целая разрешённая масса, кг1790
Максимальная скорость, км/ч180
Разгон до 100 км/ч, с10,6
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км3,0
Объём багажника, л502
Клиренс, мм136
Объём топливного бака, л43
Топливобензин Аи-92
Стоимость протестированного автомашины, млн руб.2,112

 

*Данные производителя

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий