Услуги по ремонту органов стали выгодным бизнесом в США

0

Кристофер Суер по собственному эксперименту знает, что такое «выкладываться по полной» (pull out all the stops). Точный перевод этого словосочетания с английского стиля – «вытянуть все клапаны». 33-летний Суер создает и ремонтирует органы, откуда и пошло это оборот. Когда все регистры и копулы включены, работают все трубы, то громкость достигает максимума. «Орган – это цельный оркестр, – гордится Суер. – Есть трубы, какие звучат как гобои, валторны, и даже такие, что имитируют звук струнных инструментов и флейты».

Штаб-квартира Суера, генерального менеджера компании Quimby Pipe Organs, есть в г. Уоренсбурге (Миссури). Компания Quimby Pipe Organs была основана в 1970 г. искусником по созданию органов Майклом Квимби. Сейчас в ней работает десяток искусников. Основные клиенты ремонтной компании Quimby Pipe Organs – храмы и соборы, но случаются заказы и от синагог, масонских лож и концертных залов. Самый популярный проект – реставрация органа Кафедрального собора Святого Иоанна Теолога в Нью-Йорке в 2008 г.

Суер вырос в пригороде Сент-Луиса (штат Миссури). Его папа был начальником местной пожарной команды. Сыновей он отдал в католическую школу. В 10 лет Суер начинов учиться игре на пианино, а в 15 – подрабатывать органистом на воскресной мессе. В колледже он учил программирование, а заодно играл на органе в другой церкви, побольше. Ему не нравилось, что здешний орган звучит слишком тихо. На вопрос, почему бы не приобрести новоиспеченный инструмент, был получен ответ: «Если сможешь втиснуть инструмент в имеющееся пространство – выстрой». С помощью интернета Суер нашел недорогой подержанный орган, перетянул его по частям в церковь и собрал. Затем написал в компанию в Иллинойсе, специализирующуюся на органах, рассказал свою историю и попросил обучить настраивать инструмент: «Они согласились, а после предложили место в штате». Десять лет он занимался органами, а три года назад перешел в Quimby.

Заключительные семь месяцев Суер жил в Чикаго, восстанавливая орган памятника зодчества – Четвертой пресвитерианской церкви. Эта работа была закончена в начале марта 2016 г. Живой стараниями мастера инструмент Четвертой пресвитерианской церкви стал крупнейшим органом города – вышиной с трехэтажный дом, с пятью мануалами (клавиатурами) и более 8000 трубок. Самая низенькая нота извлекается с помощью труб в 32 фута (9,75 м). Орган звучит узнаваемо из-за сплава свинца и олова, применяемого в трубах, объясняет Суер: «Чем больше свинца, тем ближе звук к флейте. Чем больше олова, тем более вылито на струнные инструменты». Правда, в трубы большого диаметра еще добавляют цинк – чтобы повысить прочность.

Суер и его коллеги странствуют обычно шесть месяцев в году, создавая, реставрируя и настраивая органы. В его труду требуются навыки плотника, инженера, паяльщика, кузнеца, музыканта и даже меховщика.

Машина Руба Голдберга

Суер в шутку сравнивает органы, какие ему приходится реставрировать, с машиной Руба Голдберга. Это выражение означает чрезмерно сложное, громоздкое и запутанное устройство, выполняющее очень простые функции. Американский карикатурист Рубен Голдберг (1883–1970) начиная с 1920-х не одинешенек десяток лет публиковал запутанные схемы своих, как правило, бесполезных изобретений. Так, механизм с петардой, попугаем и катапультой, чье назначение – привести в движение салфетку, какая вытрет вам губы после еды.

В его рабочей сумке набор инструментов из различных эпох. Например, настроечные ножи – металлические штоки различной длины. Дланями к трубе прикасаться строго запрещается. Как объясняет Суер, «тепло моего тела может сшибить настройку».

Медные настроечные конусы используются для запрессовки трубы, если ее необходимо укоротить. Ювелирный молоточек и конусная калибр-втулка применяются при настройке рослых тонов. Многие из этих инструментов перешли к Суеру по наследству от вышедших на покой наставников – оригинальная ремесленная традиция.

Среди современных приборов – стробоскопический тюнер Peterson и манометр – испытывать напор воздуха. Еще Суер таскает с собой набор для ремонта кожаных изделий и плотничные инструменты для труды с педалями, рычагами и мехами. «Вообще-то это большая машина Руба Голдберга», – трунит Суер.

Большую часть инструментов Суер носит с собой в компактной сумке Husky, с какой удобно протискиваться в узкие щели и пробираться по лесенкам внутри органа. Собственный рост, 5 футов 6 дюймов (1,67 м), Суер считает идеальным для бизнеса: «Доводится совершать акробатические трюки и переносить небольшие грузы, при этом не дотрагиваясь ни до одной из труб».

Горячий сезон для бизнеса по ремонту органов – Рождество и Пасха, когда перепады температуры сбивают настройку немало инструментов. «Перед Рождеством включается отопление, а после Пасхи атмосфера начинают кондиционировать», – объясняет Суер. Он вынужден носить беруши, чтобы не оглохнуть ранее срока. Приходится частенько кричать, чтобы дать команду помощнику у клавиатуры или тому, кто подстраивает очередную трубку. Так что в кармане у Суера вечно лежат леденцы Halls на случай, если он станет хрипнуть.

Однако искусник готов мириться со всеми этими неудобствами ради главной мишени: по расчетам Суера, еще 10 лет практики – и он сможет стать мастером по созданию органов (это высшая ступень квалификации) и наконец создать собственную фирму.

Перевел Антон Осипов

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *