В 2015 году число сотовых абонентов в России росло втрое быстрее, чем годом ранее

0

В 2015 г. абонентские базы российских сотовых операторов возросли более чем на 11,6 млн подписчиков. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Из расчетов «ТМТ консалтинга» и этих сотовых компаний следует, что сильнее всего (на 5,1 млн активных sim-карт) вытянулась абонентская база «Мегафона». МТС, «Вымпелком» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) добавили соответственно по 2,7 млн, 2,6 млн и 2,2 млн абонентов. Судя по всему, по незапятнанному приросту абонентской базы 2015 год стал рекордным за последние пять лет, полагает Анкилов.

Истина, в 2013 г. прирост сотовых абонентов в России (по количеству активных sim-карт) был больше – 12,9 млн абонентов, следует из отчетности сотовых операторов, данных «ТМТ консалтинга» и AC&M-Consulting. Но в том году МТС как раз переходила с шестимесячного формата учета деятельных абонентов на трехмесячный. В результате скорректированная абонентская база оператора по итогам года (69,4 млн подписчиков) очутилась почти на 6 млн меньше, чем годом ранее, объясняет Анкилов. С учетом этого в 2013 г. число абонентов вытянулось только на 7 млн, утверждает он.

По данным Анкилова, в 2014 г. чистый прирост числа сотовых абонентов в России составил всего 3,5 млн. Тогда лидером по приросту была МТС (5,2 млн подписчиков), а «Мегафон» подключил 1,6 млн абонентов. Всеобщий прирост был крайне невелик потому, что у «Т2 РТК холдинга», объединившего сотовые активы «Ростелекома» и Tele2, по итогам 2014 г. очутилось на 3,4 млн абонентов меньше, чем обслуживали обе компании вместе до объединения, объясняет Анкилов.

Двукратно абоненты

251,8 млн сотовых абонентов было в России на конец 2015 г., по этим «ТМТ консалтинга». Это намного больше, чем все население России, составляющее 146,5 млн человек. МТС обслуживала 77,3 млн подписчиков, «Мегафон» – 74,8 млн, «Вымпелком» – 59,8 млн, Tele2 – 37,3 млн

2015 год очутился рекордным за последние пять лет не только по чистому приросту абонентских баз, но и по снижению темпов роста выручки операторов, сообщает Анкилов. С тех пор как в 2011 г. доходы российского сотового рынка выросли на 8,5% до 810 млрд руб., темпы роста доходов лишь снижались: в 2015 г. выручка увеличилась всего на 0,5% до 959 млрд руб., замечает он. Максимальный вклад в замедление темпов роста внесла Tele2 – у компании немало GSM-сетей, выручка от голосовой связи в которых падает, а количество абонентов в ее новоиспеченных сетях 3G и LTE пока не может компенсировать это падение, рассуждает Анкилов. К тому же из-за выхода Tele2 в Москву иные операторы были вынуждены скорректировать свои тарифы, что привело к всеобщему сокращению доходов, говорит он.

Причин у рекордного прошлогоднего прироста абонентских баз несколько: рост абонентской базы Tele2, связанный, в частности, с ее выходом в Москву в октябре 2015 г. (на крышка 2015 г. ее абонентская база в столице составила 1,27 млн sim-карт), а также сокращение оттока абонентов «Вымпелкома». Кроме того, на ускорение прироста могло повлиять возобновление торговель контрактов «Мегафона» и «Вымпелкома» в «Связном» весной 2015 г., не исключает он.

Возвращение в «Складной» позволило как «Мегафону», так и «Вымпелкому» увеличить прирост абонентов, согласен сотрудник компании – партнера нескольких операторов. То, что основной рост пришелся на «Мегафон», он объясняет тем, что в России становится все больше смартфонов с двумя sim-картами – а для мобильного интернета многие покупают собственно контракты «Мегафона», так как компания удачно выстроила имидж самого качественного провайдера передачи мобильных этих.

«Мегафону» удалось увеличить абонентскую базу за счет успешно проведенных маркетинговых кампаний, привлекательных тарифных планов и запуска новоиспеченных сервисов, уверена представитель оператора Юлия Дорохина. У компании больше всех базовых станций в России – более 140 000, это дало возможность гарантировать самое высокое качество связи, считает она, ссылаясь на данные Роскомнадзора. Существенное воздействие оказало и сотрудничество со «Связным», как и рост количества корпоративных абонентов, признает она.

Абонентская база Tele2 вырастала благодаря массовому запуску сетей 3G и LTE, говорит ее представитель Константин Прокшин. Рост выручки от передачи этих пока не успел компенсировать общерыночное падение голосовой выручки – вящая часть сетей 3G и LTE была запущена во втором полугодии 2016 г., помечает он.

«Вымпелком» увеличивает число абонентов и снижает их отток благодаря развитию сетей LTE (четвертое поколение связи) и эффективному маркетингу, ратифицирует его представитель Анна Айбашева. Общие доходы «Вымпелкома» в прошлом году сократились на 3%, доходы от мобильной связи – немного чем на 0,5%. На выручку оператора повлияло замедление макроэкономического роста и ослабление рублевки, говорит Айбашева.

Население России стабильно, вклад MNP в новые подключения мизерный, а приток мигрантов в Россию в 2015 г. невысок, потому на уровень продаж новых sim-карт может повлиять только рост сегмента M2M (machine-to-machine, использование sim-карт в автоматизированных конструкциях) и стимулирование дилеров, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. При этом в 2015 г. стимулирование дилеров было немало значимым фактором, предполагает он. Абоненты, привлеченные по дилерским акциям, не приносят операторам денежек, не лояльны и более склонны к оттоку, предупреждает Солодовников. МТС не гонится за числом подключений – так, ее доля в новых подключениях в IV квартале 2014 г. составила итого 10%, но оператор сохраняет лидерство по абонентской базе за счет минимального оттока, сообщает Солодовников. Рост выручки не зависит от уровня продаж новых контрактов – по итогам 2015 г. база «Мегафона» вытянулась сильнее, чем у всех конкурентов, но его доходы от мобильного бизнеса показали негативную динамику. А МТС, напротив, увеличила мобильную выручку на 2%, добавляет он.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *