В какие игры играют продавцы и менеджеры «Евросети»

0

В 2015 г. барыш сети салонов связи «Евросеть», по данным компании, выросла на 70,6%, составив 1,48 млрд руб. против 0,87 млрд. «Евросеть» вяжет финансовые успехи в том числе с системой мотивации персонала в игровой конфигурации, которая позволяет выявлять и удерживать эффективных продавцов. По данным компании, после того как показатели каждодневных продаж для продавцов, ежемесячной выручки для магазинов, ежеквартальной прибыли, выручки и текучести персонала для региональных подразделений и субфилиалов сделались предметом состязаний сотрудников в игре, прирост этих показателей составил от 100 до 800%.

Элементы геймификации для мотивации персонала применяют немногие российские компании, сообщает Андрей Донских, игротехник и бизнес-тренер, потому что разработка комплексной игровой системы спрашивает многомиллионных инвестиций. В «Евросети» сумму вложений не называют, но говорят, что годичный бюджет игровых проектов, включающий призы, премии и поездки для победителей, составляет возле 15 000 руб. на одного продавца, примерно 25 000 руб. на директора магазина и примерно 350 000 руб. на регионального директора. В значительной степени бюджет игр формируется за счет мотивационных бюджетов партнеров «Евросети», какие организуют путешествия, вечеринки и прочие мероприятия для сотрудников, говорят представители сети.

Инструктивный клуб

В «Евросети» игровые технологии внедряют с 2011 г. Сначала методика была опробована на руководстве компании. В «Евросети» вначале появилась бизнес-игра для топ-менеджеров Golden Club, а три года назад была внедрена игра Euroforce для 200 региональных директоров. Игры выходят исключительно в виртуальной реальности, каждому управленцу начисляются игровые монеты за выполнение реальных ежемесячных и квартальных показателей и за победу в так именуемых бизнес-батлах (соревнования между подразделениями). «Это экономическая онлайн-игра. Директора не попросту должны выполнить заданные планы – они еще должны показать себя неплохими управленцами», – рассказывает Анна Гридина, директор управления маркетинга «Евросети» и автор игр. Менеджеры инвестируют накопленные монеты в команду, в свои лавки, в личное обучение или покупку статусных товаров. Одна из директоров лавок, например, недавно купила машину, которой пользуется вся команда. Иные вкладывают деньги в улучшение рабочих мест или путешествия с сотрудниками, повествует Гридина. А 30 победителей игры имеют право конвертировать оставшиеся монеты в реальные денежки. До последнего уровня игры доходит примерно 30% участников. Многие из них, переходя в игре с степени на уровень, в реальной жизни тоже получают повышение. Гридина сообщает, что за последние два года половина участников продвинулась на должность директора субфилиала.

«Капитан Кэш» и «Неглупая девчонка»

Но по-настоящему массовой геймификация в «Евросети» стала чуть немало года назад, когда была запущена игра Best Seller для 16 000 продавцов компании по всей России. К игре может подключиться любой продавец, какой отработал 40 смен. Как правило, говорит Гридина, молодые сотрудники подключаются в игру в первые два-три месяца работы и делают это добровольно: «Любой продавец любое утро видит, как его коллеги залезают в интернет и бурно обсуждают итоги игры. В конце концов новичку тоже становится интересно зачислить участие в соревновании. Это азартно и захватывающе». В Best Seller, как и в двух предыдущих играх, любому участнику в виртуальном пространстве начисляются игровые монеты за реальные показатели торговель. Продавец создает личный кабинет и выбирает персонаж, которым он будет в игре. У всех персонажей английские наименования: Captain Cash, Seller Man, Smart Girl.

На сайте есть рейтинг игроков, где фиксируются показатели торговель и средняя зарплата в смену всех участников. Продавцы постоянно сравнивают свои итоги с результатами коллег, объясняет Гридина. Еженедельно между игроками проводятся виртуальные состязания по приросту продаж в квестах «Монстр продаж» и «Дуэль». По итогам игрокам начисляются очки – пойнты, за какие они могут купить привилегии. В игре есть два банка: банк монет-пойнтов, какие накапливаются по мере повышения рейтинга игрока, и банк привилегий (в облике вечеринок, похода в ресторан, путешествия или обучения).

Каждое полугодие победители получают награды от руководства. Однако, сообщает Гридина, на последний, третий уровень игры удается прорваться итого 4% участников. Они получают бонусы в размере годового заработка. Другие зарабатывают в итоге по 150 000 руб. в месяц, а в декабре могут получить даже 300 000 руб. Представители «Евросети» сообщают, что продавцы, участвующие в игре, стали продавать в три раза больше, чем прежде, и, соответственно, в три раза больше зарабатывать. При переходе на второй уровень заработок обычно возрастает на 10%, при переходе на другой – на 30%. А на третьем уровне он может вырасти уже на все 100%, говорит Гридина.

Изолировать зерна от плевел

Ежедневно в игры вовлечено 18 000 сотрудников из 20 000 розничного персонала в штате. Доля людей участвует пассивно, а часть сознательно игнорирует игру – как правило, это сотрудники, какие перегорели и плохо обслуживают клиентов, рассказал Александр Малис, президент компании «Евросеть». «Задача игры – выявить не лишь лучших, но и худших», – говорит он.

Чтобы выявить худших, компания составляет список тех, кто не участвует в игре, и коротает анализ показателей продаж каждого сотрудника из списка. В списке есть 1000–2000 сотрудников, которым не место за прилавком», – поясняет Малис. И «Евросеть» усердствует от таких избавиться. По словам Малиса, компанию ежемесячно покидают сотни людей, в основном из-за непрохождения испытательного срока.

Геймификация в рознице

Иные розничные компании тоже используют игровые технологии в мотивационных акциях и программах, желая не в столь комплексном виде, как в «Евросети». Например, сеть «Связной» применяет программы геймификации для продавцов, повествует Мария Заикина, представитель компании. В программе «Энергия «Связного» продавцы набирают индивидуальные и коллективные баллы, чтобы поехать на выездное мероприятие. На выездах необходимо не просто пройти квест, но и получить максимальное число лайков в командном и собственном зачете за нестандартное выполнение заданий и вовлеченность. Игровые технологии используются и при подборе продавцов. Квест «Ожидание – реальность» напоминает игру «Форт Боярд» и позволяет новеньким оценить условия работы. Заикина говорит, что игра позволяет снизить текучесть персонала в первые три-четыре месяца труды.

Но в целом, утверждает Гридина, текучесть кадров среди сотрудников, отработавших в «Евросети» свыше трех месяцев, после внедрения игровых технологий снизилась на 27%. Однако степень текучести кадров «Евросеть» не раскрывает. В рознице текучесть в 50% в год почитается хорошим показателем (в американской Walmart – 60% в год).

Отзывы бывших сотрудников «Евросети» на различных интернет-форумах свидетельствуют о том, что многие из них довольны коллективом, в котором им пришлось трудиться. Зато к руководству компании уйма претензий. Люди чаще итого жалуются на условия труда, 13-часовой рабочий день, завышенные планы торговель и на попытки менеджеров заставить сотрудников, не выполнивших план, за собственные денежки приобретать товары, чтобы перекрыть план.

Малис признает, что нарушения вероятны – просто по закону больших чисел. По его словам, «Евросеть», у которой 30 000 сотрудников, каждогодне добивается судебного осуждения для 300 недобросовестных сотрудников. По его словам, никто не должен принуждать продавцов искупать какие-либо товары для выполнения плана, но Малис не исключает, что отдельные злоупотребления такого рода все же случаются. Он также ратифицирует, что «Евросеть» не штрафует сотрудников за невыполнение плана.

У игровой мотивации кушать минусы, отмечает Олег Бусыгин, гендиректор консалтинговой компании Intake-Consult: подобная состязательная система создает напряженность в коллективе. «Люд работают в атмосфере психиатрической больницы. А ведь они просто должны профессионально выполнять свою труд», – говорит эксперт. Однако Ася Барышева, бизнес-тренер и консультант по торговлям, убеждена, что именно соревновательный подход, который используется в системе мотивации «Евросети», удовлетворяет самые значительные потребности людей в достижении, успехе и самореализации. Каждый может почувствовать себя героем и получить ослепительные эмоции.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *