В Кремниевой долине закончился венчурный бум

НАУКА и ТЕХНИКА

Еще полтора года назад стартап Beepi скоро расширял в США бизнес по интернет-продаже подержанных автомобилей по низким стоимостям. Но Beepi больше нет. В феврале он закрылся после того, как потратил немало $120 млн капитала и не смог привлечь новых инвестиций. Скорый конец Beepi – пример того, как многим стартапам из Кремниевой долины тяжело приспособиться к прекращению двухлетнего инвестиционного бума.

В 2014-2015 гг. инвесторы вкладывали биллионы в компании, которые теперь выглядят переоцененными и вряд ли прочертят IPO. Но теперь венчурные инвесторы становятся осторожнее. Вложения в американские технологические стартапы сократились на 30% до $28,4 млрд в 2016 г., сообразно Dow Jones VentureSource.

Некоторые стартапы по-прежнему интересны инвесторам. Это либо наиболее дорогостоящие компании, такие как Airbnb и WeWork, либо более молодые, но имеющие неплохие перспективы стать прибыльными. «Есть компании, в которые желают инвестировать все, и множество других, почти никому не интересных», – сообщает Кит Рабуа из Khosla Ventures.

У венчурных инвесторов все еще много денежек. В прошлом году они привлекли $44 млрд — максимум со преходящ бума доткомов, произошедшего на рубеже веков. Но инвесторы придерживаются подальше от тех стартапов, инвестиции в которые поначалу выглядели сравнительно безопасными и потому они привлекли много капитала. Этим компаниям сейчас приходится бороться за выживание и искать новых инвесторов или покупателей. «Они словно ходячие мертвецы», – сообщает партнер Bessemer Venture Partners Дэвид Коуэн.

Во пора бума 2014-2015 гг. более 5000 стартапов в США привлекли в совокупности возле $75 млрд, согласно Dow Jones VentureSource. Основная доля денег пришлась на относительно небольшое число компаний: планку в $50 млн инвестиций победило 294 стартапа. Но 216 из них более не участвовали с сделках: не притягивали инвестиций и не были куплены. При том что стартапы стараются получать инвестиции любые 12-18 месяцев.

В последние месяцы, например, закрылся привлекший немало $100 млн сервис для поиска приложений Quixey, а получивший немало $500 млн инвестиций разработчик ПО Zenefits сократил половину сотрудников. Два года назад, когда инвесторы призывали стартапы скоро расширять бизнес и вытеснять конкурентов, подобные случаи бывальщины редкими. Но теперь инвесторы хотят, чтобы стартапы бывальщины прибыльными, и тем нелегко к этому приспособиться.

Не способные получать барыш компании «ждет встряска», утверждает Джеймс Берикер, гендиректор сервиса по доставке еды Munchery. Эта компания уже потратила вящую часть из имевшихся у нее $120 млн и теперь привлекает дополнительные $10 млн от своих инвесторов. По словам Берикера, Munchery сокращает затраты и расчитывает получить прибыль к концу года.

Но в случае с Beepi инвесторы не дождались барыши. Основанная в 2013 г. компания гарантировала пользователям продажу подержанных автомашин по определенной цене в течение 30 дней, а в противном случае сама искупала их. Оценка стоимости Beepi выросла с $12 млн в начале 2014 г. до $525 млн к половине 2015 г. Компания переехала в новый офис, где создала отличные обстоятельства для сотрудников, и сосредоточилась на расширении бизнеса в США. Для этого Beepi расходовала в среднем $1730 на рекламу каждого автомобиля в III квартале 2016 г., сообразно ее документам. Но многие автомобили не продавались, и Beepi приходилось их искупать. По словам бывших сотрудников, убытки могли достигать немало $5000 в случаях с дорогими машинами. В середине 2016 г. гендиректор Алехандро Ресник разыскивал инвестиции для покрытия убытков, но инвесторы были напуганы. В итоге в декабре Beepi сжала большинство сотрудников, а в феврале объявила о своей ликвидации. В посланье WSJ Ресник заявил, что берет ответственность за неудачу на себя.

Перевел Алексей Невельский

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий