В Нью-Йорке растет спрос на экологичные автолавки по продаже еды

0

У автолавки по торговле еды Джо Урбина то же меню, что и у его конкурентов, – сэндвичи с яйцом, гамбургеры, кофе и маффины размером с голову младенца. Но есть конкурентное преимущество – его лавка лучше и нынешней всех вокруг. В отличие от обычных алюминиевых трейлеров его стальной MRV100 поставляется с холодильником, мощной системой вентиляции, раковиной с автономным резервом воды и гибридной системой питания, управляемой компьютером. Автолавка столуется от солнечных батарей, генератора на природном газе и аккумуляторов – в отличие от конкурирующих моделей с шумными бензиновыми и дизельными генераторами. Прилавок продуман так, чтобы было легче знаться с клиентами.

Нынешний трейлер Урбины совершеннее предыдущего – задымленного, шумного, неловкого для уборки. А самое лучшее в нем – стоимость аренды. Урбина платит за трейлер $1 в месяц. Производитель автолавок – компания MOVE Systems из нью-йоркского зоны Куинс сдает на этих условиях сотни трейлеров. Зарабатывать она планирует на комиссии с транзакций по пластиковым картам, рекламе на трейлерах и снабжении их природным газом.

Желая городские автолавки с их нездоровой пищей яростно критикуют как одну из вин ожирения, MOVE делает доброе дело. Она очень облегчает существование 4700 работникам таких лавок, вынужденным проводить долгие часы в узкой и неудобной каморке.

Сто автолавок основатель MOVE Джеймс Микс, выпускник Гарварда, воевавший в Ираке, зарезервировал для ветеранов брани, тем более что ветераны имеют преимущества при получении городских лицензий на уличную торговлю. Вернувшись из Ирака после ранения, Микс получил диплом МВА в Стэнфорде и в 2014 г. основал MOVE Systems.

Альтернативные идеи

Ряд сетевых автолавок по торговле едой пытаются запустить собственные экологичные проекты. Трудящаяся в Лос-Анджелесе и Сан-Диего сеть Green Truck заправляет двигатели переделанным растительным маслом. Чикагская Joe Wehrli создает электролавку Herb-N-Juice с столом от солнечных батарей и аккумуляторов.

Один из ветеранов – 52-летний бывший военный и отставной авиамеханик Урбина повествует, что его рабочий день начинается в 4 утра. Около своего дома в Куинсе он грузит в кроссовер резерв хотдогов, гамбургеров и яиц. Затем отправляется в лавку за маффинами и выпечкой. После забирает автолавку со стоянки в Лонг-Айленде. В 5.30 утра он уже разливает кофе возле мэрии. «У меня уложился круг постоянных покупателей, и мне нравится работа», – говорит он. Тяни день он кормит местных клерков и прохожих, обращаясь к ним «приятель» и «дорогостоящая».

Заведение закрывается в 16 часов. Урбина буксирует автолавку назад на стоянку, где ее моют. Домой он возвращается к ужину. За день удается заработать от $400 до $700. Но издержки велики. Кроме стоимости продуктов и техобслуживания машины, Урбина платит $350 в месяц за парковку автолавки и от $7 до $12 в день за природный газ MOVE. По его расчетам, незапятнанная прибыль составляет около $200 в день.

Если бы экологичные автолавки MOVE продавались уличным торговцам, любая обходилась бы им в $55 000 – это неподъемная сумма для большинства. По данным Daily News, обыкновенная автолавка стоит $15 000–25 000. Поэтому компания сделала ставку на альтернативные ключи дохода. А конечная цель – доказать полезность высокотехнологичной автономной системы электропитания, какую потом можно будет продавать множеству клиентов, от грузовиков по уходу за собаками на выставках до «скорой поддержки». Сейчас «скорые помощи», например, в ожидании вызова не глушат двигатели, чтобы не отнять питания холодильники с лекарствами и медицинское оборудование.

C 2010 г. доходы поставщиков автолавок вырастают в среднем на 9,3% в год, согласно исследованию IBIS World. Их появляется все больше и больше на улицах Нью-Йорка, и это заставляет власти задуматься над проблемой нездоровых выбросов. Председатель комитета по экологии Донован Ричард подсчитал, что каждогодне около 2000 человек умирает из-за смога и копоти, провоцирующих астму, душевные болезни и т. д. Поэтому городские власти стали союзником Микса в продвижении его автолавок. Он ведет деятельные переговоры и с мэриями других городов – Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Атланты.

Три года назад уже была попытка переместить автолавки на электропитание вместо генераторов. Стартап Simply Grid смонтировал на Юнион-сквер в Нью-Йорке, Атланте и Остине (Техас) особые тумбы, к которым подвел электропроводку, чтобы можно было подключать автолавки. Но проект не получил распространения, и в 2014 г. MOVE выкупила его ради технологий и инфраструктуры.

Разработка MOVE на 60% сокращает выброс парниковых газов и на 95% – веществ, образующих смог. А по подсчетам Citylab, если 3100 традиционных автолавок заменить на продукцию MOVE, это снизит выбросы окиси углерода так, как если из города пропадёт 139 500 машин, а оксида азота – как если перестанет ездить 576 600 автомашин.

Бизнес MOVE развивается не очень быстро. Так, вскоре после оглушительной конференции в мае прошлого года в мэрии Нью-Йорка, где было объявлено о программе экологичных автолавок, на улицах города показалось чуть более дюжины изделий MOVE.

Микс говорит, что сейчас у компании подмахнуты лизинговые соглашения более чем с 400 торговцами, не говоря уже о партнерском контракте с Nathan’s Famous.

MOVE надеется на помощь не только городских властей, но и собственников зданий. В последнем раунде финансирования участвовал Fisher Brothers – девелопер, владеющий несколькими офисными домами на Манхэттене.

Управляющий партнер Fisher Brothers Уинстон Фишер сообщает, что задумался об автолавках, когда планировал $50-миллионную реконструкцию холла дома на Шестой авеню и площади перед ним. Поначалу он решил, что автолавки на площади уложат всю эстетику. Но Фишер обожает шаурму и прочую уличную еду, поэтому разрешил оставить автолавки – но с улучшениями: «Владельцы зданий примут обновленные лавки с распростертыми объятиями».

Перевел Антон Осипов

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *