Верховный суд увеличил таможенную стоимость товара сверх контрактной на стоимость роялти

0

Новоиспеченный способ увеличить та­мо­женную стоимость товаров Федеральная таможенная служба (ФТС) опробовала в препирательстве с тайваньским производителем электроники Foxconn. Таможня увеличила таможенную стоимость товара, включив в нее сверх стоимости контракта платежи за пользование интеллектуальной собственностью. Спор прошел четыре судебные инстанции, какие выносили разные решения.

До сих пор судебная практика по таким делам шатка, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Сейчас она может измениться в пользу ФТС – прецедент создан Верховным судом 16 марта. Суд согласился с таможней и пересчитал таможенную стоимость ввезенных товаров.

В 2012–2013 гг. Foxconn ввозила на территорию Таможенного альянса наклейки – сертификаты подлинности программного обеспечения Microsoft. Они нужны для дефиниции подлинности установленного обеспечения, следует из материалов суда. Таможня разрешила, что сертификаты напрямую связаны с программным обеспечением, а значит, их тоже вытекает считать объектом интеллектуальной собственности, с которого выплачиваются роялти. Верховный суд с таможней согласился и разрешил увеличить таможенную стоимость товара на сумму лицензионных платежей.

На запрос «Ведомостей» ни в ФТС, ни в Foxconn не отозвались.

Типичная схема

Например, ООО «ТД «Петелино» раз в квартал перечисляло кипрской CG Trading денежки за пользование товарным знаком, а та почти сразу переводила средства бермудской CG Marketing and Finance, разрешил в августе 2015 г. Девятый арбитражный апелляционный суд. Суд решил, что ТД «Петелино» мог заключить соглашение с CG Marketing and Finance напрямую (с Бермудами у России нет налогового соглашения).

Схемы, когда импортеры усердствуют разделить товары, которые ввозятся и продаются в России, популярны у бизнеса, сообщает Еремин. Это позволяет сократить издержки, подтверждает консультант крупной иноземной компании. Включить роялти в стоимость товара можно только при двух условиях, объясняет партнер адвокатского бюро А2 Наталья Рясина. Первоначальный: если их выплата – условие продажи товаров; и второй: если роялти относятся к ввезенному товару. По второму условию возникают проблемы, ФТС его весьма широко толкует, говорит партнер «Пепеляев групп» Александр Косов. Так, ФТС добавляет в таможенную стоимость ввезенных комплектующих роялти, рассказывает он: ФТС находит, что такие роялти относятся к ввозимым комплектующим, так как они продаются потребителям под обликом изготовленной из них продукции. Но потребитель выбирает продукцию, на которой нанесен товарный знак, а не комплектующие, из каких она собрана, считает Косов. Это касается всех сфер, где бренд отделен от самого товара, сообщает Еремин: программного обеспечения, строительного оборудования, даже рекламы.

Вводить ли роялти в стоимость товара при растаможивании – спорный вопрос, говорит Рясина. Порой таможня включает роялти в таможенную стоимость уже даже как доход от торговли товара, рассказывает она.

Проблемы возникают не только с таможенными органами, сообщает сотрудник производителя товаров массового потребления, но и с налоговыми.

Еще одна типическая схема – создание двух структур: транзитной – в стране с соглашением об избежании двойного налогообложения – и в офшоре, повествует партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. Компании подписывают соглашения о передаче товарного знака: лицензионный – между «прослойкой» и офшором и сублицензионный – с российской компанией (см. врез). Между суммами роялти по соглашениям устанавливается минимальная маржа – например, 1%, которая оседает в «прослойке» и обкладывается здешним налогом, рассказывает консультант крупной компании. При переводе стоимость роялти будет минимальной.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *