«Virgin Atlantic не утратила своей магии»

0

В 2012 г. гендиректор International Airlines Group (обладатель British Airways) Уильям Уолш поспорил с основателем британской авиакомпании Virgin Atlantic Ричардом Брэнсоном на «удар коленом в пах», что бренд Virgin Atlantic пропадёт в течение пяти лет. Спор состоялся после того, как американская Delta Air Lines приобрела у Брэнсона 49% акций Virgin Atlantic. Спустя четыре года ближней к проигрышу находится Уолш.

В 2013 г. Ричард Брэнсон сменил генерального директора Virgin Atlantic. Им сделался известный в отрасли топ-менеджер Крейг Кригер, до этого много десятилетий отработавший в American Airlines. Кригер провел много изменений Virgin Atlantic, наладил дела компании и не отнял Уильяма Уолша возможности позлорадствовать.

От убытков к прибыли

Крейг Кригер родился в 1959 г. в Калифорнии. Окончил Калифорнийский университет в Сан-Диего со степенью бакалавра экономики, получил степень MBA в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Штрихи к портрету

В интервью Business Insider Кригер так повествовал о своем переходе из American Airlines в Virgin Atlantic: «Я теперь хожу в джинсах на труд. Не хочу говорить ничего плохого про времена моей работы в компании American Airlines, попросту у нас семейная атмосфера в Virgin Atlantic – в таких компаниях, как American Airlines, создать подобную атмосферу попросту невозможно».
Кригер уверяет, что вопреки распространенному мнению самый значительный элемент успеха работы авиакомпании – это в первую очередь персональные качества бортпроводников, какие позволяют успешно обслуживать клиентов и во многом создают имидж компании.
Вне труды Крейг Кригер любит играть в гольф, среди его интересов – музыка и разгадывание кроссвордов.

В 1985 г. Кригер начинов свою 27-летнюю карьеру в American Airlines в качестве финансового аналитика. В 1992 г. был назначен правящим директором банковского подразделения авиакомпании. В 1995 г. стал вице-президентом по управлению доходами. С 1998 г. Кригер занимал пост вице-президент по торговле пассажирских перевозок, с 2004 г. – старшего вице-президента по международным операциям. В 2010 г. его назначили старшим вице-президентом по труду с клиентами.

Крейг Кригер, первый американский гендиректор Virgin Atlantic, был назначен на этот пост в 2013 г., чтобы возродить убыточную на тот момент авиакомпанию. До сделки с Delta Air Lines компания Брэнсона Virgin Atlantic три года тащила убытки. Партнерство с Delta Air Lines помогло Virgin Atlantic повысить пассажиропоток, и в 2014 г. британская компания снова смогла получить барыш. Ожидается, что Virgin Atlantic на этой неделе отчитается об улучшении итогов в 2015 г., а к 2018 г. она намерена превзойти свой рекорд по прибыли до уплаты налогов, равновеликий 99 млн фунтов. В интервью FT Кригер заявил: у Уильяма Уолша не было шансов выиграть препирательство. «Этот бренд не может исчезнуть, – уверяет Кригер FT. – Если Delta и Virgin Atlantic сообща смогут привлечь больше пассажиров, поскольку бренд [Virgin] хороший, это только повысит нашу конкурентоспособность по касательству к British Airways и любой другой компании». Ранее в интервью Business Insider в ответ на мольбу оценить совместное предприятие Virgin Atlantic и Delta Кригер отозвался: «Авиакомпании успешно интегрируют маршруты полетов, в первую очередь – на трансатлантическом курсе, на которое приходится 70% бизнеса Virgin Atlantic». А на вопрос об участии Брэнсона в операциях авиакомпании Кригер произнёс: «Ричард, безусловно, постоянно держит руку на пульсе бизнеса. Я все еще получаю от него замечания, прикасающиеся конкретных деталей».

Virgin Atlantic была основана в 1984 г. Брэнсоном, какой тогда был выскочкой в авиационной отрасли и хотел бросить вызов гиганту British Airways на базаре трансатлантических перелетов. Несмотря на то что идея создания собственной авиакомпании родилась невзначай (по крайней мере, Брэнсон так утверждает), к ее созданию он отнесся серьезно, сознавая все грядущие трудности.

В книге «К черту всё! Берись и делай!» (2011 г.) Ричард Брэнсон так описывал историю создания Virgin Atlantic: «Мы с супругом планировали слетать в Пуэрто-Рико, но, добравшись до аэропорта, узнали, что рейс отменен. Пассажиры с утерянным видом слонялись по зданию. Никто ничего не пытался предпринять. Тогда это сделал я – некто ведь должен. Нанял самолет за $2000. Потом разделил эту сумму на число пассажирских мест. Получилось $39 с носа. Я одолжил доску для объявлений и написал на ней: «Virgin Airways. Билет в одинешенек конец до Пуэрто-Рико – $39». Так в разгар нашего отпуска родилась идея Virgin Airways, желая сама авиалиния по-настоящему начала действовать тогда, когда у нас уже была разработанная бизнес-идея. Я никогда прежде не брал самолет, но я увидел шанс – и ухватился за него. И посмотрите на Virgin Atlantic сейчас! Мы летаем в 30 городов по всему миру. У нас есть Virgin Blue в Австралии, Virgin Express в Европе и Virgin Nigeria. В наших планах фигурирует и Virgin America. Но мы отправь еще дальше – Virgin Galactic предложит желающим полеты в космос. Никто не мастерит ничего подобного. Это дерзкий шаг. Но мы снова впереди всех. За 21 год мы миновали путь от найма чартерного самолета до космических путешествий» (см. врез).

Virgin Atlantic скоро стала известной благодаря своему обращению с клиентами и инновационному подходу. Так, она первой ввела телевизоры в каждое сиденье первого класса, предлагала самые долгие лежачие места в бизнес-классе и бар на борту. Но в последнее десятилетие на ее результатах сделалась сказываться постоянная конкуренция. За пять лет по конец 2013 г. совокупные уроны компании до уплаты налогов превысили 300 млн фунтов. Большую роль в этом сыграли рослые цены на топливо и проблемы британской экономики. Но особенно тяжело ей пришлось после того, как British Airways в 2011 г. условилась о создании совместного предприятия с American Airlines и стала еще более положительным конкурентом.

Virgin Atlantic Airways Limited

Авиакомпания
Совладельцы (на 1 августа 2015 г.): Virgin Group Holdings Limited Ричарда Брэнсона (51%), Delta Air Lines, Inc. (49%). Финансовые показатели (2014 г.): выручка – 2,5 млрд фунтов стерлингов, незапятнанная прибыль – 11 млн фунтов стерлингов. Перевозки пассажиров (2014 г.) – 5,97 млн человек.
Основана в 1984 г. Ричардом Брэнсоном. По этим на 31 декабря 2014 г., флот компании насчитывал 39 воздушных кораблей Airbus и Boeing. По данным исследовательского бюро несчастных случаев (JACDEC) за 2015 г., Virgin Atlantic занимает 16-е пункт в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира.

«У нас очень большой импульс»

Кригер, вытянувшийся в Сакраменто, штат Калифорния, знает все о могуществе трансатлантического партнерства British Airways. До прихода в Virgin он 27 лет отработал в American Airlines, в том числе управляя ее международными операциями. Это сделало его идеальной кандидатурой для того, чтобы поддержать Virgin Atlantic организовать работу совместного предприятия с Delta. «Я получаю больше похвалы, чем заслуживаю за достигнутый нами прогресс», – отмечает Кригер в интервью FT. По его словам, многие из верных решений были приняты еще до его прихода. Например, это касается покупки 17 аэропланов Boeing 787 Dreamliners на смену старым и более дорогим Airbus A340 и создания совместного предприятия с Delta в 2012 г. Заключительные три года Кригер работал над сокращением расходов, кадровыми перестановками в руководстве компании и закрытием числа интернациональных маршрутов, чтобы сосредоточиться на ключевом трансатлантическом рынке.

Как и другие авиаперевозчики, Virgin Atlantic в этом году должна извлечь выгоду из низеньких цен на нефть. Этот фактор уже помог некоторым испытывающим проблемы европейским авиакомпаниям, так Air France – KLM. «[Низкие цены на нефть] не изменили существенно наши мишени. Я думаю, что это позволяет нам чувствовать себя довольно комфортно, чтобы продолжать в том же духе в нынешнем году. Мы находим, что у нас очень большой импульс», – говорит Кригер.

Но не все было так гладко. В 2014 г. Кригер огласил о закрытии британского сервиса ближних перелетов Little Red спустя итого 18 месяцев после запуска, поскольку пассажиропоток оказался чересчур маленьким. Кроме того, отказ от международных рейсов в Токио, Мумбаи, Кейптаун и иные города заставил некоторых представителей отрасли опасаться, что Virgin Atlantic утеряла дух новаторства и стала скучной. «В прошлом бренд Virgin Atlantic усердствовал бросить вызов и быть лидером отрасли там, где это возможно, – сообщает один из них. – Он никогда не был скучным. Но теперь это проблема для них – более заурядные авиакомпании не выделяются».

Желая Кригер не так ярок и не так склонен к рекламным трюкам, как Брэнсон, он не сомневается: «Virgin Atlantic не утратила своей магии. Я примкнул к этой компании, так как конкуренция с ней и опыт полета в качестве пассажира были настолько классными и веселыми, что я в самую последнюю очередь стану мастерить то, что положит этому конец».

Как создавалась Virgin Atlantic

«Работать от дави и от души веселиться – это все, для чего живет человек. Но как только какое-то дело перестает доставлять отрада, я начинаю подумывать о переменах. Жизнь слишком коротка, чтобы проживать ее с квашеной физиономией. Просыпаться в состоянии стресса, чувствуя себя несчастным, – это не житье. Я выяснил это для себя много лет назад во время совместной работы с моим самым старым другом, Ником Пауэллом. Ник был рядом со мной с момента зарождения Virgin. Я генерировал идеи, а Ник вел всю бухгалтерию и распоряжался денежками. Он в основном занимался магазинами аудио- и видеозаписей сети Virgin, и с ними все шло отлично. Начиная создавать авиалинию, мы хотели, чтобы она стала самой лучшей. Мы вбухали в нее миллионы фунтов стерлингов. Наш основной конкурент, компания British Airways, пытался нас остановить. По мере того как брань между нами набирала обороты, нам нужно было все больше и больше денег, которые словно проваливались в бездонный колодец. Virgin Music – состоятельная компания, но авиалиния сжирала всю наличность. И Ник был совсем не в восторге от такого огромного риска. Тогда-то мы оба постигли, что ему пора заняться чем-то другим. Я выкупил его долю акций Virgin».
«British Airways подлинно прибегла к недостойным приемам. Ее руководители пытались похоронить нас, пачкая мое имя слякотью. Сэр Фредди сказал: «Засуди негодяев!» Я подал на British Airways в суд за поклеп – и выиграл. Когда Virgin Atlantic стартовала в 1984 г., никто не размышлял, что линия протянет больше года. Боссы больших американских авиакомпаний сообщали, что мое поражение неминуемо. Сегодня почти все они вышли из этого бизнеса, а я по-прежнему в игре. Да, я вел себя отважно, но не по-дурацки. Разумеется, я рисковал, организовывал авиалинию, но шансы представлялись мне хорошими. Это не была ситуация «все или ничего», как в истории с победителем шоу «Миллиардер-бунтарь», к тому же я неплохо продумал структуру управления риском. Шон Нельсон мог все выиграть или все проиграть одним швырком монеты. Отказаться от искушения было мужественным шагом». Из книги Ричарда Брэнсона «К черту всё! Хватайся и делай!» (2011 г.)

СвернутьПрочитать полный текст

Новые преграды

Тем не менее некоторые вещи могут быть вне его контроля. После покупки компанией Delta 49% акций Virgin Atlantic произошел очевидный сдвиг от умения произвести эффект в сторонку финансовой дисциплины. Но Кригер отрицает, что компанией руководят из Соединенных Штатов. «Да, мы переместили самолеты с четырех других дальних маршрутов на американский рынок, повысив долю трансатлантических перелетов примерно до 70%, – говорит он. – Но по незапятнанной случайности этот показатель был точно таким же в 1999–2000 гг., которые были последними по-настоящему успешными годами для компании. Поэтому мы вернулись к наиболее успешной формуле для Virgin Atlantic».

Кригер признает, что у компании больше не будет «полных средств» для затрат на новые продукты, из-за чего ей будет сложнее конкурировать с состоятельными ближневосточными авиакомпаниями, лидирующими в предложении инноваций для бизнес-класса в последние годы. Но несмотря на это он настаивает, что Virgin Atlantic может сохранить «статус кидающего вызов бренда».

В будущем Virgin Atlantic должна столкнуться с новоиспеченными препятствиями. И в этот раз речь не только о British Airways – давнем недруге авиакомпании Брэнсона. Скоро развивается Norwegian Air Shuttle, которая планирует агрессивно расширять собственный бизнес бюджетных трансатлантических авиаперевозок. Norwegian Air Shuttle – серьезный противник. Эта норвежская бюджетная авиакомпания с штаб-квартирой в Форнебю (предместье Осло) является второй по величине после SAS Scandinavian Airlines (самая крупная авиакомпания в Скандинавии и четвертая по размеру авиакомпания в Европе) авиакомпанией Скандинавии и третьей по размеру флота и объемам транспортирований лоукост-авиакомпанией Европы (после Ryanair и EasyJet). Маршрутная сеть Norwegian вводит в себя 331 маршрут по 120 направлениям в Европе, Северной Африке и на Ближнем Восходе.

Активизация конкурентов заставляет Virgin Atlantic и Delta думать над ответными ходами. По словам Кригера, компания может использовать иные самолеты или другие сиденья, но не планирует создавать собственного лоукостера. «Пока мы не приметили серьезного изменения спроса на наш продукт в результате их присутствия <…> но, ведая об их планах развития, мы пытаемся моделировать [ситуацию], которая будет сквозь 5–10 лет», – отмечает он. Кригер, очевидно, хочет участвовать в этом. Недавно он приобрел дом в зоне Бэттерси на юге Лондона. Как и в случае с Virgin Atlantic, он намерен сделать там ремонт.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *