Волна китайских студентов захлестывает Америку

0

На первоначальный взгляд волна китайских студентов, захлестнувшая Америку, выгодна всем. Одни получают познания и котирующиеся во всем мире дипломы, а другие – плату за обучение, какая может в 2–3 раза превышать расценки для американцев. Но, судя по интервью с десятками студентов, профессоров и экспертов, во тяни рост встает проблема адаптации мигрантов. Студенты вроде 22-летнего Чутянь Шао придерживаются обособленно от местных. Профессора жалуются, что многие иностранцы плохо подготовлены к обучению и усилия преподавателей пропадают втуне. Так, на деле по программированию Чутянь делит внимание между словами преподавателя и просмотром на смартфоне китайских соцсетей. Он не смог припомнить ни одного заданного лектору вопроса. Чутянь не собирается тратить силы и время на преодоление языкового и культурного разрыва. «Самое важное для меня – академическая атмосфера», – объясняет он. Его преподаватель Дейв Николь плачется, что не в силах произнести имена многих иностранных студентов. Ему приходится нередко переспрашивать студентов-иностранцев в попытке понять, что же они хотят сказать.

Три года назад американские чиновники ездили летом в Китай, чтобы пораньше приступить к профориентации. В прошедшем году из-за культурного разрыва от этой практики отказались. «Сейчас мы рассматриваем студентов не как обособленную группу, а смешиваем их с остальными и только тогда начинаем профориентацию», – сообщает директор по иностранным студентам Мартин Макфарлан.

«Первоначальная идея заключалась в том, чтобы наладить цивилизованный обмен, – рассуждает Катрин Лю, профессор кинематографии и медиа Университета Калифорнии. – Но мы наприглашали студентов, не поразмыслив об уровне их подготовки». Для ее коллеги Ребекки Карл, преподающей историю Китая в Университете Нью-Йорка, китайцы – тяжкое гнет, из-за них она была вынуждена изменить программу: «У многих практически не раскручено аналитическое мышление».

Треть всех иностранцев

В прошлом году китайские студенты составили возле трети от 975 000 зарубежных студентов и обеспечили треть прироста числа иноземных учащихся американских вузов.

Недовольство взаимно. 25-летняя Линьюнь Чжан приехала из Пекина в Университет Орегона, чтобы учить предпринимательство, и оказалась в группе из четырех американцев и 11 соотечественников: «Я не собиралась ради такого соседства ехать так вдали». Ее соседка по комнате перевелась в небольшой университет в глубинке Огайо, чтобы обучаться только с американцами. Другие китайские студенты жалуются, что им не помогают ассимилироваться и даже не обучают, как правильно писать резюме.

За пять последних лет бюджетные ассигнования штата Орегон на образование сократились на 45%. Для компенсации было разрешено привлекать больше студентов из-за рубежа. Штат запустил в сотрудничестве с британской фирмой программу INTO. За $52 млн был выстроен комплекс учебных и жилых зданий, где иностранцы перед поступлением подтягивают английский и получают понятие о методике преподавания в американских вузах. В 2008 г. в Орегоне училось 988 иноземцев, прошлой осенью – 3300. Это позволило университету нанять еще 300 профессоров и довести всеобщей количество студентов до 30 000 против 19 000. На бухгалтера сейчас обучается больше китайцев, нежели американцев, говорит старший профессор Роджер Грехем.

21-летний Ибо Фэн окончил программу INTO, но не смог отдать курс программирования и собирается сделать вторую попытку, когда подведёт английский. В классе он предпочитает садиться поближе к соотечественникам, у которых можно переспросить, если что-то не постиг. «Приехав сюда в 2013 г., я обнаружил, что чужой язык и культура – натуральная проблема», – говорит он. У Фэна двое друзей среди здешних – бывший сосед по комнате и знакомый по автоклубу.

Ряд вузов пошли иным путем – они ввели жесткие требования к владению английским. Например, в 2012 г. Университет Питтсбурга возвысил минимальный балл по TOEFL с 80 до 100. Число принимаемых иноземных студентов сократилось на четверть.

Иногда ассимилироваться китайским студентам помешивает богатство. 25-летняя Эшли Яо носит вещи из последних собраний модных брендов, ездит на занятия в Университет Стоуни-Брук на BMW X5 M, отец приобрел ей дом с четырьмя спальнями. Она жалуется, что ей трудно находить общий язык с американскими студентами: «У них свои понятия, каким должен быть их сокурсник-китаец».

Университет Иллинойса проводит семинары для персонала, где тренеры объясняют цивилизованные нормы разных народов. Запущена программа «Спорт 101» для ассимиляции иноземцев, в кампус приезжают пообщаться со студентами спортсмены. Макфарлан признает, что поза дел с ассимиляцией еще далеко от того, чего хотелось бы. «Но это не значит, что мы не гордимся тем, как немало нам уже удалось», – заключает он.

Перевел Антон Осипов

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *