Время ли перекраивать рынок пассажирских перевозок?

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Распечатать

27.01.2017 17:50

На днях сделалось известно о том, что в правительстве обсуждается проект по созданию конкурентного базара в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. Целевая модель базара (ЦМР), подготовленная Советом потребителей услуг железнодорожной монополии, предполагает передачу в конкурентный сектор до половины итого подвижного состава, включая локомотивы, а также отказ от большинства маршрутов дольше 1 тыс. км в пользу авиатранспорта. О последствия такой инициативы рассуждает эксперт-аналитик ИК “Финам” Алексей Калачев.

Эксперт-аналитик ИК “Финам” Алексей Калачев

Мне представляется, эти идеи будут без понимания приняты РЖД и ФПК, уже имеющие утвержденную правительством и реализуемую стратегию развития.

Вполне трезво оценивая возрастающую конкуренцию авиакомпаний, тем не немного в своей “Стратегии развития ОАО “Федеральная пассажирская компания” до 2030 года” перевозчик планировал к этому сроку (за этап с 2016-2030 гг.) дополнительно приобрести 14 518 новых вагонов, формирование добавочных фирменных поездов и обеспечение роста годового пассажирооборота на скоростных поездах далекого следования до 96,2 млрд пассажиро-километров.

В силу самой монопольной специфики целой сети железных дорог, конкуренция в отрасли происходит не столько внутри железнодорожного хозяйства, сколько между обликами транспорта. Так, грузовые ж/д-перевозки конкурируют с автомобильным и отчасти с морским и трубопроводным транспортом. Если в сфере пассажирских транспортирований реальную конкуренцию пригородным электричкам составляют автобусные маршруты, то поездам далекого следования – маршруты авиакомпаний.

Лишь средние для нашей края по протяженности расстояния от 600 до 1500 км остаются в почти безраздельном ведении пассажирских поездов, но и тут с ними конкурируют междугородние автобусы.

Если сравнивать поезда с авиацией, то число пассажиров, перевозимых по железной дороге, в десять раз превышает число людей, летающих аэропланами, но это соотношение формируется в основном за счет пригородного пассажиропотока. Если же оценивать пассажирооборот, то собственно благодаря дальности маршрутов гражданская авиация обгоняет железную путь уже начиная с 2010 г.

Пусть уж этот процесс идет своим ходом, зачем же самостоятельно отрекаться от конкуренции в дальних перевозках. Тем более что, как показывает опыт кризисов 2008-09 и 2015-16 гг., в этап снижения реальных доходов население сокращает дальние поездки, а в случае их нужды жертвует временем в пользу экономии, предпочитая поезда. По итогам 2016 г., так, пассажирооборот гражданской авиации снизился на 4,96%, в то время как на железной пути вырос на 5,2% по сравнению с 2015 г.

Приводимый в ЦМР довод, что замену поездам далекого следования составят перевозчики-лоукостеры, сомнителен. Судя по стоимости билетов на внутренние авиаперевозки, все наши авиакомпании можно находить лоукостерами. Дальнейшее снижение цены за счет сокращения и без того не чересчур богатого сервиса, не может быть значительным. Тема лоукостеров скорее модная, чем живая для страны.

Создание конкурентного рынка на среднемагистральных железнодорожных маршрутах по принципу, похожему с грузовыми ж/д-перевозками, напротив, не лишено смысла. Однако базар грузоперевозок в стране – растущий, а рынок пассажирских перевозок сокращается.

В порядочной степени на долгосрочную статистику влияет рост личного автомобильного транспорта. Но невозможно сбрасывать со счетов и в целом низкую мобильность населения, какая к тому же продолжает снижаться, что совсем не здорово для экономики.

К тому же и в конкурентных сегментах транспортной области наблюдается процесс консолидации. Консолидируются грузовые перевозки на железнодорожном транспорте. Да и в сфере авиаперевозок на часть 5 крупнейших авиакомпаний приходится по итогам 2016 г. 67,6% пассажирооборота по сравнению с 53,6% годом ранее.

Как популярно, лучшее – враг хорошего. Стоит ли ломать худо-бедно, но отлаженную систему ради сомнительных итогов? Конкуренция хороша на растущем рынке, а как мы видим, в последние годы базар пассажирских перевозок, в том числе и перевозок поездами дальнего следования, сокращается природным образом. Когда рынки сужаются, они, напротив, скорее склонны к консолидации. В этих условиях своевременность насаждения конкуренции в монополии, вполне заслуженно именуемой естественной, представляется как минимум спорной.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий