Выпускники-отличники стремятся на работу в международные фирмы

0

В московском офисе интернациональной консалтинговой компании McKinsey работает 400 человек, и каждый день в компанию приходят десятки резюме. На одну вакансию притязает по 100 человек, рассказывает Владимир Чернявский, партнер McKinsey. Он сообщает, что раньше компания часто набирала кадры из регионов, особенно из тех, где традиционно было мощное школьное и вузовское образование. Но в последнее время акцент сместился в сторонку выпускников ведущих вузов. Причина проста: лучшие вузы стряпают сильных специалистов, студенты изначально проходят строгий отбор – вначале при поступлении, а потом во время обучения, говорит Чернявский. И в MсKinsey их ожидают дальнейшие испытания: на этапе оценки резюме наниматель проверяет академическую успеваемость, участие в стажировках и кейс-чемпионатах. Самых мощных кандидатов тестируют на аналитические способности. И только самые лучшие доходят до первого беседы, а всего соискателям предстоят шесть собеседований: три с руководителями проектов и три с партнерами. После отсева остаются лучшие, сообщает Чернявский.

Недавно компания Changellenge опросила 2300 студентов 25 ведущих вузов из рейтинга РА «Эксперт», в их числе МГУ, СПбУ, МГИМО, МФТИ, Университет имени Баумана, Высшая школа экономики и т. д. Бывальщины выбраны студенты-отличники преимущественно финансово-экономических специальностей: 35% респондентов обучались на экономических факультетах, 16% – на факультетах менеджмента, 9% изучали финансы. Авторы изыскания попросили респондентов выбрать по три компании, куда бы они в первую очередь послали резюме. Выбирать предлагалось из списка 80 работодателей, в котором две трети доводилось на иностранные фирмы, а одна треть – на крупнейших российских работодателей, таких как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», МТС, «М.видео», «Яндекс» и др. Самыми вожделенными пунктами работы выпускники считают международные консалтинговые фирмы.

Консалтинг против нефтегаза

По этим исследования Randstad – «Анкора», лучшим работодателем для молодежи в 2016 г. признана компания «Газпром нефть», сообщает Алексей Миронов, директор по стратегическому развитию кадрового холдинга «Анкор». А по наблюдениям Марата Яфизова, партнера Alex Primus Executive Search, популярность нефтегазовых госкомпаний у выпускников элитарных вузов снижается: кандидатов тревожат падение цен на нефть, санкции и сокращение инвестиционных программ компаний. К тому же соискателям не нравится бюрократия и статичность бизнес-процессов в этих компаниях, произнёс он.

Международные же компании, напротив, считаются оплотом стабильности. Там, по мнению соискателей, их ожидают интересные интеллектуальные проекты, большие зарплаты и перспективы работы за рубежом, добавляет Миронов. Наиболее предпочтительной областью для выпускников лучших вузов уже два года остается консалтинг – здесь желают работать 54% респондентов, говорит Андрей Алясов, гендиректор брендингового агентства Changellenge.

Сто к одному

После массовых сокращений на базар труда выплеснулось множество опытных и квалифицированных кадров, которые конкурируют с выпускниками за пролетарии места. С этими трудностями сталкиваются и выпускники ведущих вузов, сообщает Денис Каминский, руководитель интернет-портала для трудоустройства молодежи Future Today. И работодатели ужесточают правила отбора. Так, в компании Mars, которая заняла в рейтинге самых привлекательных работодателей для студентов экономических специальностей 14-е пункт, вчерашние выпускники проходят четыре этапа отбора на программу подготовки менеджеров, повествует Наталия Родионова, представитель Mars Chocolate. Большой отсев выходит уже на стадии обработки резюме. Потом соискателям предлагают пройти тесты на разбор числовых и вербальных способностей. Затем с оставшимися кандидатами проводят видеоинтервью, они участвуют еще в групповой дискуссии и проходят несколько индивидуальных бесед. Уцелевших кандидатов приглашают на процедуру под названием «центр профессионального отбора». Цельный день соискатель проходит финальные собеседования и решает кейсы, после чего компания принимает решительное решение о найме. В этом году на программу будут приняты 22 человека, уточняет Родионова. Итого в Mars работает более 7000 сотрудников в России.

Самые престижные

В рейтинге Changellenge самых привлекательных работодателей для студентов-отличников ведущих вузов первое пункт заняла компания McKinsey (28,6% респондентов хотят там работать ), второе – The Boston Consulting Group (18,9% респондентов), четвертое – Bain & Company (10,7%). На третьем пункте оказалась популярная у молодежи интернет-компания Google (16,6%). На пятом пункте – EY (10,4%). «Газпром» и «Газпром нефть» поделили 8–9-е места (по 9,6%).

А интернет-компания «Яндекс» в этом году огласила набор на стажировки и получила несколько тысяч откликов, рассказывают представители компании. Удобопонятно, что компания сможет принять меньше десятой части претендентов. Стажировка приравнивается к труду в компании, с каждым участником программы заключается договор.

Выпускники, вынесшие строгий отбор, признаются, что им это далось непросто. Яна Козловская, выпускница Высшей школы экономики, а ныне директор по рекрутингу The Boston Consulting Group в России и СНГ, повествует, что она прошла тесты на логику и математические навыки, решила бизнес-кейсы на беседе и попала в тот 1% кандидатов, которых компания принимает на работу после бесчисленных раундов собеседований. Попасть в The Boston Consulting Group настолько сложно, сообщает Козловская, что до последних собеседований доходят только люди, которых она именует «местными звездами», лучшие в школе и в вузе.

По словам Анастасии Стасевой, директора по развитию бизнеса агентства «Контакт», отсеявшиеся шагают в компании помельче. Но это отнюдь не значит, что они получают второсортную работу, сообщает она. Просто в компаниях среднего и малого бизнеса нужны не столько лидерские качества, сколько гибкость в труду с клиентами.

Готовят с младых ногтей

Во всем мире ведущие компании берут выпускников лучших вузов, говорит Пьер Ветли, партнер компании Bain & Company в Москве. Но в России война за лучших выпускников приобрела куда более острый характер, чем в иных странах, из-за демографической дыры 1990 гг., говорит Стасева. Выпускников физиологически мало, и компании пытаются еще в вузе привлечь их внимание. По словам Георгия Самойловича, главу группы подбора персонала агентства «Юнити», международные консалтинговые компании коротают семинары на экономических факультетах таких вузов, как ВШЭ или Российская экономическая академия имени Плеханова, организуют стажировки, а их практики и кейсы используются в учебных курсах, потому студенты априори настроены на работу именно в этих компаниях и находят их лучшими.

Райффайзенбанк в прошлом году впервые провел конференцию Raiffeisen Involve, на какую пригласил более 200 студентов. Студентам рассказали, как можно сделать карьеру в банковской сфере, и даже познакомили с руководством банка. После мероприятия, сообщает Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка, компания получила немало 2500 заявок от студентов, из которых на стажировку после жесткого отбора смогут угодить только 22 человека.

Смотрят на Запад

В «Норильском никеле» выпускников ведущих вузов ценят за неплохой уровень подготовки, но считают, что звездные выпускники нетерпеливы и хотят чересчур быстрого карьерного роста, не соответствующего их опыту, рассказывает представитель компании. По словам Чернявского, многие выпускники-отличники потому влекутся устроиться в международные компании, что рассчитывают продвинуться по службе и уехать на труд на Запад. Попав в McKinsey, они надеются из московского офиса перейти в офис компании в Нью-Йорке или в Лондоне. «Мы убеждаем ребят не уезжать из собственный страны и умерить амбиции», – говорит Чернявский. «Мы берем людей с эмоцией смирения и открытых к новым знаниям», – добавляет Чернявский.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *