«Яндекс» удовлетворил всего четверть запросов о забвении

0

С 1 января 2016 г. «Яндекс» получил немало 3600 обращений от 1348 человек по так называемому «закону о забвении», позволяющему гражданам России спрашивать от поисковых систем удаления неактуальной или недостоверной информации о них из поисковой выдачи. Об этом говорится в извещенье «Яндекса».

«Яндекс» удовлетворил 27% всех обработанных обращений, по 73% обращений компания отказала, в том числе по 9% частично отказала (ублаготворили требования в отношении части ссылок из обращения). «Высокая часть отказов связана с тем, что зачастую «Яндекс» не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы, — говорится в извещенье. — Мы предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им функции кораблей или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на противозаконную и недостоверную информацию».

При рассмотрении таких обращений часто нужно установить, имело место какое-то событие или нет: например, человек требует выслать ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял денежки в долг и не вернул. У «Яндекса» нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле, сообщает компания. Потому «Яндекс» отправляет просителей в суд. «В результате для многих заявителей закон трудится не так, как они ожидают: люди-то рассчитывают на то, что «Яндекс» сам установит достоверность информации или факт нарушения закона. Еще до принятия закона представители интернет-индустрии и эксперты обращали внимание на эту проблему, но в законе это учтено не было», — говорится в извещенье.

Кроме того, обращает внимание «Яндекс», в законе указано будет широкое определение достоверной информации, которую заявитель считает неактуальной. С такими запросами трудиться еще сложнее, констатирует компания.

«В ходе обсуждения закона «о праве на забвение» не раз отмечалось, что при решении проблемы о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости. Но в законе ровно это не указано. Между тем за время действия закона мы уже получили более 700 обращений от людей, информация о каких может быть предметом общественного интереса», — сообщает «Яндекс».

Кроме того, люд часто просят удалить из поисковой выдачи информацию об организации, где они трудятся, или любую другую информацию, которая не имеет к ним никакого отношения, но отчего-то им не нравится. Хотя по закону человек может требовать удаления ссылок на информацию лишь о нем самом. «Таким образом, мы сталкиваемся с непониманием закона либо попытками злоупотребить им», — говорится в извещенье.

Существующий закон требует доработки, считает компания: надо выключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или противозаконную информацию без решения компетентных органов; добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации; предоставить поисковикам право самостоятельно определять конфигурацию обращений к ним.

Закон о праве на забвение был принят Госдумой летом прошедшего года, а начал действовать с 1 января этого года. Он позволяет гражданам России домогаться от поисковых систем удаления ссылок на недостоверную или неактуальную информацию о себе. Если же поисковик откажется удалять информацию, гражданин может адресоваться в суд. А если суд сочтет отказ неправомерным, а поисковая система откажется выполнить судебное решение, то ее ждет штраф до 1 млн руб.

Российские чиновники и законодатели задумались о праве на забвение после вступления в мочь похожей нормы в Евросоюзе. Соответствующее постановление суд Европейского союза зачислил в 2014 г. по делу испанского подразделения Google против AEPD и Марио Костеха Гонсалеса. В отличие от российского закона в Европе поисковые системы вправе отказать пользователю в удалении собственной информации, если ее содержимое может представлять интерес для общества.

Mail.ru Group ублаготворила около 30% запросов пользователей по закону о забвении, говорит представитель группы. Из обоснованных обращений пуще всего люди требуют удалить информацию о правонарушениях, по которым сброшена или погашена судимость, а также удалить неактуальную информацию о работе в той или другой организации, добавляет он.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *