Японский стартап начнет продажу курток из паутины

0

Ровно у входа в офис Spiber красуется прототип куртки Moon Parka («Месячная парка») – продукт сотрудничества Spiber и производителя одежды под брендом North Face. Японский стартап сделал для North Face всю внешнюю доля из синтетической паутины. Пауки изготавливают нити, которые в 5 раз прочнее сделались и в 3 раза – кевлара, при этом несравненно легче и растягиваются на 40%, прежде чем порваться, строчит Chemical & Engineering News. Паутина обладает лучшими характеристиками, чем углеродное волокно, используемое при производстве Boeing Dreamliner.

Ширь для применения паутины крайне широк, от автокомпонентов и бронежилетов до одежды и медицины.

Попытки получить ненастоящую паутину делались неоднократно. Так, в 2000-х гг. Nexia Biotechnologies смогла вживить в ДНК козы паучий ген, ответственный за синтез белка, из какого пауки делают нити.

Spiber пошла другим путем: выделила гены, отвечающие за производство белка спидроин, и внедрила их в такую бактерию, как кишечная палочка. В ходе экспериментов удалось нарастить объем производства сырья и менять его свойства. Spiber не первая – вылитым путем идет ряд других компаний, но ноу-хау Spiber заключается в процессе ферментации, мощно удешевляющем производство. Материал назвали Qmonos, что созвучно японскому слову «тенета». Казухида Секияма, основатель компании, заявлял, что его ценовой ориентир – возле $100 за 1 кг Qmonos, пишет журнал Biotecnika.

Исторический опыт

Люд давно научились собирать паутину и шить из нее одежду. Например, в 1710 г. король Людовик XIV получил в дар перчатки и чулки из паучьей нити. В конце XIX в. французский миссионер на Мадагаскаре Якоб Поль Камбюе придумал прядильный станок с 24 пауками. В Американском музее природной истории выставлен кусок паутинной ткани размерами 335 на 122 см. Чтобы скопить для него сырье, 70 рабочих на Мадагаскаре трудились четыре года. От 14 000 пауков получали возле 28 г паутины, а вся ткань весит примерно 1,2 кг, пишет Wired. Разводить же пауков в рабству не в пример труднее, чем шелкопряда: хищники начинают пожирать друг товарища.

Интерес к биоматериалам вызван не только их гибкостью и прочностью, но и тем, что текстильная индустрия – одна из самых экологически грязных, а паутина легко заменит нейлон и полиэстер.

Идея стартапа показалась у Казухиды Секиямы в 2004 г. во время посиделок с сокурсниками с биотехнологического факультета Университета Кейо в городе Цуруока. Разгорелся препирательство, кто из живых организмов сильнее всех, пишет научная газета Nature. Разрешили, что пчелы-убийцы из-за своей агрессивности. Потом кто-то парировал, что тенета их остановит. Тогда ребята заспорили, хватит ли у паутины запаса прочности, чтобы застопорить летящий самолет (как-то ученые подсчитали, что канат из паутины толщиной с карандаш не даст аэробусу взлететь, но на практике это никто не испытывал). Разговор кончился рассуждениями, почему никто до сих пор не изготавливает паутину в индустриальных объемах.

В 2007 г. Секияма объединил усилия с двумя другими студентами своего вуза, Хидеем Мидзутани и Джуничи Сугахарой, и создал стартап. Как и многим японским предпринимателям, им пришлось весьма нелегко на этапе запуска, пишет Financial Times. Крупные холдинги, к каким друзья обращались за финансированием, не разделяли их энтузиазма. В 2008 г. обанкротилась Lehman Brothers, и инвесторы сделались совсем прижимистыми. В итоге студенты заняли денег у родственников. «Инвестиционная окружение в Японии так себе», – резюмирует Секияма. Вдобавок основатели столкнулись с острым противодействием профессоров, родителей и даже друзей. Им советовали для начала желая бы завершить образование. Сугахара получил докторскую степень, а Секияма ограничился дипломом магистра.

Поначалу стартаперы подрабатывали веб-дизайнерами, вкладывая полученные денежки в проект. Все изменилось в 2009 г., когда удалось получить 2 см искусственной паутины. Это уверило инвесторов дать 300 млн иен. Теперь основатели могли полностью сконцентрироваться на науке и нанять добавочный персонал. Мировой финансовый кризис неожиданно сослужил добрую службу – ряд талантливых биоинженеров очутились без работы и помогли Spiber сначала на добровольческих началах, а потом были приняты в штат, вспоминает Секияма.

В прошлом году Spiber привлекла еще 10,5 млрд иен инвестиций, существенную доля дала компания Goldwin, производящая одежду под брендом North Face. Выручка Spiber в 2015 г. составила 292 млн иен ($2,6 млн). У компании немало сотни работников. Ее продукцией интересуется производитель автокомпонентов Kojima Industries, поставляющий детали для Toyota. Ведь тенета может сделать машины не только легче, но крепче и безопаснее.

В компании 33-летнего Секиямы, строчит FT, работники сами выбирают, чем заниматься и какую зарплату получать, если уверят коллег в том, что это принесет пользу. Информация рассылается всем сотрудникам самостоятельно от сферы деятельности и каждый имеет право голоса, рассказывает Nature.

Первое положительное испытание компании предстоит уже в этом году, когда в массовую торговлю поступит куртка из паутины Moon Parka. Сколько она будет стоить, пока невесть, пишет Biotecnika, но для сравнения: нейлоновая куртка North Face на гусином пуху продается в США за $649.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *