Российский траулер Янтарь, оснащенный передовыми технологиями, был замечен у южного побережья Англии. Официально это океанографическое исследовательское судно, но его потенциал для шпионажа вызывает обоснованные опасения. Корабль несет с собой подводные аппараты, способные погружаться на глубину до 6000 метров, что позволяет ему отслеживать и потенциально повреждать жизненно важные подводные интернет-кабели.
20 января HMS Somerset и HMS Tyne вошел в визуальное противостояние с Янтарем, объявив его шпионским кораблем. Министр обороны Джон Хили подтвердил это, сказав, «Позвольте мне прояснить, это был шпионский корабль». Аналитики предполагают, что подводные битвы между Великобританией и Россией, невидимые для общественности, вероятно уже идут.
Фотографии из Министерства обороны показывают британский RFA Proteus, вспомогательный корабль, оборудованный подводными аппаратами, способными перерезать кабеля, соединяющие Янтарь с его глубоководными аппаратами. Бывший подводник Королевского флота Том Шарп предположил, что Янтарь после таких встреч уже мог лишиться части своего оборудования.
Подводный саботаж имеет свои исторические прецеденты. В 1982 году, во время Фолклендской войны HMS Conqueror перерезал советскую гидроакустическую приёмную антенну.
По словам доктора Сидхарта Каушала из аналитического центра RUSI, подобная деятельность, вероятно, происходит и сегодня. «Я был бы удивлен, если бы… попытки превзойти друг друга, едва не достигая угрозы войны, не предпринимались бы как российскими, так и западными подводниками».
В ноябре британская подлодка всплыла рядом с Янтарем, чтобы продемонстрировать тому военную мощь, однако рисковала при этом утечкой разведданных.
Теперь Москва сможет отслеживать сигнатуры, собранные «Янтарем» за предыдущие часы, и прослушивать любые характерные акустические сигналы, оставленные не самым бесшумным судном.
Главное управление глубоководных исследований России (ГУГИ) — это агентство, отвечающее за глубоководный шпионаж, подчиняющееся напрямую министерству обороны, а не флоту. Его офицеры «весьма профессиональны», говорит имеющий многолетний опыт еще времен холодной войны Шарп.
Но могут ли британские коммандос ступить на борт «Янтаря», если его наглая шпионская деятельность продолжится?
Как всегда, риск конфликта при прямом столкновении закручивается в спираль. Ни один моряк Королевского флота не забудет судьбу командира Лайонела Крэбба, который был отправлен обследовать подводную часть корпуса советского крейсера «Орджоникидзе», пришвартовавшегося в Портсмуте в 1956 году. Позже его тело без головы было найдено плавающим в водах неподалеку.