На фоне укрепляющегося союза между Москвой и Пекином популярность фразы «сделано в России» растёт настолько среди китайских потребителей, что товары всё чаще выдают за российские, как ранее делали с западными брендами.
Хотя всем известно, что Китай и Россия тесно связаны геополитически, казалось маловероятным, что жители Поднебесной станут массово интересоваться продукцией из России, ведь в стране существует особая гордость за собственные бренды: там есть свой аналог «Макдональдса» и «Старбакса», а также развитая практика адаптации западных трендов под местные реалии.
Однако укрепление отношений способствовало созданию из «сделано в России» символа престижа. Появляются магазины с российскими товарами, но распространяется и так называемое «русскофонное» явление: торговые точки предлагают продукцию, фактически произведённую в Китае, но маскируемую под российскую. Делают это с помощью вывесок в цветах российского флага, изображения медведей или названия типа «Россия Качественный Выбор». Часто этикетки товаров на русском содержат ошибки.
Интерес к России активно подогревает правительство Пекина, стремясь укрепить евразийскую ось против западного влияния. Однако возможное сближение Москвы и Вашингтона может нарушить планы Си Цзиньпина как в коммерции, так и в мягкой силе.
Согласно исследованию Университета Цинхуа, в 2024 году около двух третей китайцев положительно относятся к России, что на 7% больше, чем в 2022-м. Россияне стали второй по популярности группой туристов в Китае, тогда как до пандемии не входили даже в топ-10. Эхо успеха бренда «Россия» докатилось до Москвы: Владимир Путин якобы рассматривает запуск подобной франшизы в своей стране. Между тем, по маршруту от Урала до Тихого океана ежегодно перемещается товаров на $245 млрд, что превышает торговый обмен между Китаем и Германией. До 2022 года российские товары были редкостью в окрестностях Пекина, но сегодня почти тысяча китайских компаний специализируется на российской продукции — настоящей или поддельной.
В тематических магазинах наибольшим спросом пользуются шоколад, детское питание и мороженое. Последний тренд усилился после того, как Путин подарил Си коробку любимого лакомства на его 66-й день рождения. С тех пор продажи российского мороженого в Китае выросли в четыре раза.