Над проектом «Северный поток – 2» нависла новая угроза

БИЗНЕС

Министерство иноземных дел Польши подготовило юридическое заключение о регулировании морской доли газопровода «Северный поток – 2». 12 октября документ («Ведомости» ознакомились с ним) был передан представителям Еврокомиссии.

Польша находит, что морская часть «Северного потока – 2» подпадает под регулирование Третьего энергопакета. Территориальные воды краёв – участниц ЕС – Дании и Германии, через которые пройдет труба, являются «внутренней долей территории Евросоюза», говорится в заключении МИД Польши. Часть газопровода также будет проложена в необыкновенной экономической зоне Финляндии и Швеции. Но выдача разрешения на стройка трубы накладывает на страну «обязательства по применению всех соответственных норм законодательства ЕС». Наконец, прецедентное право ЕС дает Еврокомиссии основания для экстерриториального распространения норм европейского энергетического законодательства на тяни газопровод целиком, включая его российские подводный и даже наземный участки, говорится в документе.

Работающее европейское энергетическое законодательство, известное как Третий энергопакет, было зачислено в 2009 г. Его ключевые требования в отношении газотранспортной инфраструктуры вводят разделение функций поставщика и транзитера газа, а также обеспечение доступа к трубе третьих сторонок.

Распространение этих норм на «Северный поток – 2» противоречит заинтересованностям «Газпрома», констатирует партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Передача трубы самостоятельному оператору как минимум лишит «Газпром» доходов от прокачки газа. К тому же самостоятельная управляющая компания будет обязана выставлять мощности по прокачке на торги. И без отдельного решения Еврокомиссии более половины их «Газпром» выкупить не сможет, указывает Крутихин. «Но простаивающая половина мощностей «Нордового потока – 2» может подтолкнуть правительство России к целой либерализации экспорта газа, – указывает Крутихин. – И это самая вящая угроза для «Газпрома», монополия которого на экспорт трубопроводного газа пока защищена законом».

Удвоение трубы

«Нордовый поток – 2» должен быть построен параллельно уже проложенной трубе «Нордовый поток». Мощность обоих газопроводов – 55 млрд куб. м в год. Завершить стройка трубы «Газпром» планирует к концу 2019 г. Стоимость проекта оценивается в 9,5 млрд евро. «Газпром» один-единственный акционер компании Nord Stream 2 AG, которая строит трубопровод. В финансировании проекта участвуют Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall, какие обязались предоставить до 4,75 млрд евро на реализацию проекта в облике долгосрочных кредитов, или примерно по 950 млн евро каждая.

Топ-менеджеры «Газпрома» неоднократно сообщали об отсутствии оснований требовать распространения действия Третьего энергопакета на морскую доля «Северного потока – 2». К такому же выводу весной пришагала и Еврокомиссия, которая попросила Совет ЕС выдать ей специальный мандат на переговоры с Россией. Еврокомиссия желает договориться об отстранении «Газпрома» от управления трубой или хотя бы учреждения особого независимого регулятора, надзирающего над работой оператора трубы – 100%-ной «дочки» «Газпрома» Nord Stream 2 AG. Кроме того, в проект мандата включен пункт о нужды обеспечения доступа к трубопроводу третьих лиц.

Если бы энергетическое право ЕС было напрямую применимо к трубопроводам, таким как Nord Stream 2, Еврокомиссия не видала бы необходимости предлагать переговоры с Россией, считает представитель Nord Stream 2 AG Себастьян Сасс. «Ни одинешенек морской трубопровод из третьей страны, по которому газ поставляется на рубеж ЕС, никогда не рассматривался с точки зрения применения к нему правил Третьего энергетического пакета», – напоминает Сасс.

Но, вылито, вопрос о том, подпадет ли «Северный поток – 2» под европейское законодательство или нет, будет решаться в суде, находят юристы. Заключение польского МИДа представляет собой зачатки недурной позиции для корабля, констатирует доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО Андрей Лобода. «Польша может использовать уже подготовленную аргументацию для инициирования судебного разбирательства», – продолжает Лобода. «С большенный долей вероятности окончательное решение о законности требований Еврокомиссии будет принимать Европейский суд», – предполагает эксперт.

Разница между заточениями юридических служб польского МИДа и Совета ЕС настолько велика, что дело в любом случае закончится в Европейском суде, уверен юридический советник польской нефтегазовой компании PGNiG Алан Райли. «Я бы в этом случае оценил позицию «Газпрома» как проигрышную», – уверен он. В частности, потому, что содержащаяся в контрактах российской компании привязка к конкретным точкам сдачи газа потребителям идет вразрез со всеми нормами европейского антимонопольного права, сообщает Райли.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий